Особенно важна уникальность изделия, если речь идет о выборе статусного и дорогого подарка. Беспроигрышным вариантом в этом случае становятся предметы для украшения интерьера, выполненные в знаменитой по всему миру технике златоустовской гравюры.
История развития ремесла
В начале XIX века в небольшом уральском городке Златоуст была разработана специальная технология для украшения образцов холодного оружия, которые создавались на местном оружейном заводе.
На златоустовском заводе начали работу специалисты из династии оружейников Шафов, приглашенные из Германии (г. Золинген). Исследователи отмечают, что для их работ характерна некоторая сухость: немецкие мастера считали первоочередным качество оружия, а не его внешний вид и количество украшений. Тем не менее иностранные специалисты сделали немало положительного для развития златоустовской гравюры на ранних этапах.
Рисунок чаще всего гравировали иглой, поэтому он был плоским. В редких случаях применяли рельефную позолоту, которая возвышалась над основной плоскостью клинка.
У Шафов появились русские последователи. Наиболее известные среди них Ефим и Иван Бушуевы, Иван Боярышников.
Работы этих талантливых мастеров привнесли много нового в развитие златоустовской гравюры:
- Для гравировки стали использоваться сюжетные композиции, небольшие сцены русской истории.
- Украшалась большая часть клинка, практически вся его плоскость. Конечно, это позволяло создавать более развернутые композиции и сложные орнаменты.
- Четко соблюдалась важная пропорция: несмотря на изысканную и сложную гравировку, первостепенным оставались рабочие качества клинков.
- Большое внимание уделялось не только самому клинку, но и декорированию рукояти и других элементов.
- Вместо иглы мастера-граверы стали применять кисть, которой наносили на изделие рисунок сульфидом ртути. Благодаря этому изображения становились объемными.
- Благодаря синению и воронению удавалось получить обширную цветовую гамму: от черного до голубого.
Несмотря на очевидный талант и успехи русских оружейников, спрос на украшенное оружие был небольшим. Специализированный цех гравировки был закрыт, а мастерам пришлось заниматься другой, куда менее творческой работой.
В этот сложный момент большую положительную роль в истории златоустовской гравюры сыграл Павел Петрович Аносов – русский горный инженер, ученый-металлург, директор оружейной фабрики Златоуста (1831-1847 гг.).
П.П. Аносов поддерживал талантливых мастеров, стараясь максимально увеличить количество заказов на наградное и украшенное оружие. Его стараниями российские специалисты посещали для обучения другие оружейные центры, а изготовленные на фабрике образцы постоянно экспонировались на различных выставках, что способствовало росту их популярности.
Именно при П. Аносове искусство златоустовской гравюры выходит за рамки украшения холодного оружия. Появляются первые образцы посуды, столовые приборы и иные предметы быта, украшенные знаменитой техникой.
Все это положительно сказалось на развитии декоративно-прикладного искусства гравировки по стали.
Выпускается много бытовых предметов, благодаря чему растет популярность техники: портсигары, подносы, столовые приборы, браслеты, трости, коллекционные книги в драгоценных окладах, подсвечники ручной работы.
Самый популярный узор этого времени – растительный орнамент.
В течение всего XIX века златоустовская фабрика уверенно занимала лидирующие позиции по производству украшенного оружия и эксклюзивных предметов быта.
Пережив в начале XX века кризис, связанный с историческими событиями в России, златоустовская гравюра начинает возрождаться вновь уже в годы советской власти.
Возобновляется производство наградного холодного оружия для солдат Красной армии – такие клинки часто декорировались батальными сценами или надписями. К сожалению, тонкие и изящные работы предшествующего периода сменяет суховатый и суровый стиль советского времени. Вместо восточных и растительных орнаментов появляются портреты вождей, индустриальные пейзажи, панорамы завода.
Технология обработки металла тоже значительно упрощается, что лишает изделия прежней оригинальности. Главным критерием становится не уникальность рисунка, а простота его выполнения – в дальнейшем такие работы было проще повторять для массовых продаж.
В советские годы златоустовские мастера работали в 4 основных направлениях:
-
Наградное и украшенное оружие
-
Декоративные панно
-
Предметы быта
-
Сувениры и призы
Постсоветские годы – время пробуждения повышенного интереса к декоративно-прикладным видам искусства, в том числе златоустовской гравюре на стали. У современных мастеров есть возможность не только применять накопленный за много лет опыт старинных оружейников, но и использовать в полной мере новые, более совершенные технологии.
Сейчас в Златоусте существует несколько десятков художественных мастерских, каждая из которых обладает собственным неповторимым стилем. В них создаются уникальные образцы авторской посуды, оружия, сувениров, роскошных предметов для украшения интерьера, приборов для сервировки стола.
Современная гравюра по стали – это не только высокое мастерство и профессиональный творческий подход, но и многочисленные научные исследования, направленные на изучение всех тонкостей обработки металла.
Технология выполнения гравировки на металле
-
Полировка металла для придания ему идеальной гладкости. Современные технологии позволяют задействовать на этом этапе специальный станок.
-
Обезжиривание поверхности.
-
Нанесение рисунка вручную посредством смеси из битумного лака и скипидара. Такой раствор невозможно приготовить в домашних условиях. Более того, каждый мастер имеет собственный секрет, который влияет на качество и оттенок раствора.
-
Изделие с готовым рисунком обжигается в печи.
-
Травление при помощи раствора соли и медного купороса, в который заготовку опускают десятки раз.
-
После того, как рисунок нанесен на поверхность изделия целиком, мастер применяет никелирование, серебрение, золочение, родирование, меднение или иные методы декорирования.
В результате долгой и кропотливой работы на свет появляются настоящие произведения искусства, украшенные тончайшими узорами самых затейливых форм и сюжетов. Отличительная черта этих работ – проработанные до мельчайших деталей уникальные изображения на металле.
Почему произведения златоустовских мастеров являются прекрасным подарком?
-
Высокое качество изделий. Мастера, создающие свои произведения вручную, несомненно, заботятся о своей репутации, а потому строго следят за качеством работ. На изготовление каждого образца уходит большое количество времени, что исключает случайные ошибки.
-
Абсолютно ручная работа. В наше время, когда большинство людей озабочены поиском эксклюзивных вещей, авторский труд ценится очень высоко. Каждая вещь – это способ самовыражения мастера, его оригинальные идеи, яркие нешаблонные образы.
-
Материальная и культурная ценность. Предметы искусства, созданные вручную с использованием высококачественных материалов, становятся хорошим средством вложения денег. Со временем цена таких изделий только увеличивается.
Примеры оригинальных подарков на основе технологии златоустовской гравюры
- Сувенирные книги в окладе
Книга – один из лучших подарков. Даже сейчас, когда электронные гаджеты завоевывает все новые позиции, бумажные книги по-прежнему высоко ценятся. Мастера златоустовской гравюры создают коллекционные книги в драгоценных окладах, имеющих уникальный рисунок ручной работы. Такой подарок порадует даже самого взыскательного человека и украсит любой интерьер.
- Сувенирное яйцо
Традиция дарить позолоченные яйца в первый день нового года пришла с древности. В те времена яйцо символизировало солнце и возрождение жизни. Интересную традицию можно поддержать и сейчас, купив в магазине украшений интерьера сувенирное яйцо в технике златоустовской гравюры. Изделие украшено утонченным рисунком ручной работы и имеет секрет – яйцо с легкостью можно разделить на две части, каждая из которых становится изящной рюмкой.
- Подсвечники ручной работы
Канделябры появились в эпоху средневековья, когда единственным источником света в домах были свечи. Сейчас свечи – отличный способ создать романтическую атмосферу, а изящные подсвечники стали украшением самых роскошных интерьеров. Оригинальный подсвечник из благородных металлов с узором, выполненным в технике златоустовской гравюры, будет запоминающимся подарком на новоселье, юбилей, свадьбу или новый год.
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Выбор ценных предметов украшения интерьера в нашем каталоге в наличии и под заказ
- 1
- 2
Ценные предметы украшения интерьера на самый изысканный вкус
Мастера Компании «Клинок-АиР» изготавливают ценные предметы украшения интерьера: художественные книги в изящных окладах, сувенирные яйца, подсвечники и другие предметы роскоши. Все изделия выполняются в художественном стиле златоустовской гравюры на металле. Уникальные авторские идеи, гармония формы и содержания, качественные материалы, отделка золотом, серебром, родием, инкрустация ювелирными камнями. Выберете понравившееся изделие из раздела «Украшение интерьера» у нас на сайте. Можно приобрести предмет, имеющийся в наличии, либо заказать реплику ранее изготовленного изделия. На готовое изделие, предназначенное в подарок, можно нанести персональную надпись, вензель методом травления, золочения, гравировки, либо выполнить именную табличку на подарочную коробку.
Предлагаем различные условия по оплате и доставке ценных предметов украшения интерьера по России, странам СНГ и за рубеж.
Оформите заявку на нашем сайте, и мы оперативно подготовим для вас персональное предложение.
- Комментарии