Коллективное творчество художников, кузнецов и оружейников при создании авторских изделий и композиций.
Создание авторского оружия – особая страница русской истории.
С XIX века центром по производству украшенного авторского оружия была златоустовская фабрика на Урале.
Здесь создавались уникальные образцы, украшенные затейливой искусной гравировкой и золочением. Такие клинки были одновременно и ценной наградой за доблесть в бою, и предметом сословной гордости, и фамильной реликвией.
Зарождение школы авторского украшенного оружия на Урале
Первыми мастерами на фабрике стали немецкие специалисты. Под их началом постигали азы гравировки И. Бушуев и И. Бояршинов, ставшие в дальнейшем проставленными виртуозами оружейного дела.
Заимствовав некоторые технологии иностранного производства оружия, русские мастера создали со временем собственный неповторимый стиль декорирования клинков, который стал визитной карточкой Златоуста.
Немецкие мастера могли нанести на металл лишь контуры будущего изображения: вся поверхность клинка покрывалась киноварью, а рисунок наносился сверху иглой. После того, как изделие протравливали, поверхность клинка становилась блестящей, а рисунок – матовым.
Многие исследователи полагают, что иностранные специалисты были лишь хорошими ремесленниками, блестяще владевшими всеми известными в то время техниками обработки металла. Их русские последователи не только смогли перенять и усовершенствовать технологический процесс. Будучи талантливыми художниками и имея серьезную подготовку в рисовании, они внесли в дело создания оружия творческое начало.
Основные черты златоустовского стиля:
- Нанесение рисунка на металл кистью, а не иглой – как у немецких оружейников. Это позволяло добиться объемного рисунка.
- Разнообразие цветовой палитры (синение, чернение, золочение и серебрение).
- Живописные узоры и орнаменты, изображение сцен российской жизни и природы.
- Инкрустация драгоценными камнями.
Все это легко в основу уникальной златоустовской технологии, благодаря которой были созданы шедевры авторского холодного клинкового оружия. Образцы таких работ хранятся в крупнейших музеях мира, являясь сокровищницей оружейного дела.
Украшенное авторское оружие сегодня
Среди современного авторского оружия работы знаменитых златоустовских мастеров по-прежнему занимают особое место.
Златоуст заслуженно считается художественным центром по производству коллекционных клинков, украшенных гравюрой на металле.
Авторские работы златоустовских оружейников являются образцом вкуса и тонкого художественного стиля. В них успешно сочетаются старейшие традиции и самые передовые технологии обработки металла.
В 90-е годы прошлого века были открыты несколько десятков художественных мастерских, специалисты которых стараются возродить традиции XIX века. Каждое изделие создается и украшается вручную, что в условиях современного массового производства имеет особую ценность.
Златоустовские мастера XIX века ставили на свои изделия особое клеймо – своего рода знак высочайшего качества, признак долгой и кропотливой работы одного автора или целого авторского коллектива. Сегодня эта традиция возродилась.
«Авторская работа» – особое понятие в оружейном деле. Как правило, создание любого изделия – это всегда слаженная работа коллектива специалистов, хотя существуют мастера-универсалы, готовые полностью создать и украсить оружие в одиночку.
И все-таки современные требования к качеству оружия чаще предполагают совместный труд специалистов самого высокого уровня. Технология выполнения златоустовской гравюры предполагает разделение работ: автор создает эскиз, воплощая в жизнь свою творческую идею, художник наносит рисунок на изделие, гравер делает филигранную подрезку, придавая сюжету рельефность, а мастер-оружейник вытачивает детали и собирает все изделие воедино.
Порой автор (или коллектив авторов) затрачивает на создание изделия несколько лет – от появления художественного замысла до его реализации. Поэтому авторские эксклюзивные образцы клинкового оружия столь высоко ценятся коллекционерами, составляют золотой фонд отечественной культуры и изготавливаются в единственном экземпляре.
«Крылатые мечты» – уникальный совместный труд современных златоустовских мастеров
Ярким примером авторской коллективной работы современных златоустовских мастеров по праву считается кинжал «Крылатые мечты».
Повод для создания шедевра был более чем значительный: кинжал посвящен 200-летию златоустовской гравюры.
В центре художественного замысла – знаменитый мастер оружейного дела, художник-гравер Иван Бушуев. Именно он стал одним из родоначальников златоустовской техники росписи по металлу.
Иван Бушуев – основатель легендарного ремесла
Будущий гравер родился на Урале в семье талантливого художника Николая Бушуева. После окончания школы именно под руководством отца Бушуев младший постигал азы рисования, в чем достиг немалых успехов.
Молодой человек был принят на златоустовскую оружейную фабрику – в качестве ученика немецких мастеров Шафов, занимавшихся созданием уникальных образцов холодного оружия. Самобытный талант юноши позволил ему за очень короткое время овладеть всеми тонкостями техники обработки металла и стать мастером высочайшего уровня в деле создания украшенного оружия.
Неудивительно, что вскоре Бушуев стал старшим мастером на фабрике. Ученик пошел значительно дальше своих учителей и смог преобразовать суховатые плоские работы немецких авторов в объемные и многофигурные картины на металле.
Именно Иван Бушуев создал и воплотил на металле легендарного крылатого коня, которому впоследствии суждено было стать гербом Златоуста.
Если до Бушуева главным критерием оценки оружия была острота клинка, то теперь значительное внимание уделялось и декоративной составляющей, внешнему виду оружия.
Образ знаменитого художника попытались увековечить в своей совместной работе создатели кинжала «Крылатые мечты» Н. Рябинина, Р. Шакиров, В. Трофимов.
Гарда кинжала представлена в виде скал с уральскими самоцветами, символизирующими творческую энергию. Элементы композиции покрыты родием для придания глубокого и благородного оттенка. У основания скал, на рукояти из березового капа, располагается выполненная с ювелирной точностью фигура Бушуева. Знаменитый художник погружен в собственные мысли и мечты и оттого выглядит задумчивым. Сверху его освещает луна, в виде которой выполнено навершие.
Клинок кинжала поражает воображение: на темном стальном поле стремительно несутся вперед светлые фигуры призрачных крылатых коней. Они легки, неудержимы и подобны самому вдохновению, которое приносит на своих крыльях конь Пегас.
По замыслу создателей кинжала главная мысль их совместной работы – это призыв не бояться мечтать и воплощать в жизнь самые смелые творческие идеи.
«Сад камней» – гармония идеи, материалов и технологий
Следующая авторская композиция посвящена японскому философскому образу постижения устройства мира и названа «Сад камней». Три клинка, различные по форме и исполнению, стоят на деревянной площадке, прислонившись к каменным горкам. Каждый нож – предмет оружейного искусства, представляет собой триаду из металла, дерева и камня, поэтому каждый получил отдельное имя: «Киндзоку» (Металл), «Мокудзай» (Дерево) и «Иси» (Камень). Клинки сделаны из дамаска Zladinox (собственного производства «АиР») с узорами «ступени», «пирамида», «дикий»; рукояти выполнены из ценных пород дерева: термобук, блэквуд, туя. Они украшены частичками цветного дамаска мокуме гане и дамаска Zladinox, эти кусочки дамасской стали идеально похожи на камни природной формы.
В творческую группу, трудившуюся над композицией, вошли автор идеи, главный художник Наталья Рябинина и мастер-оружейник Александр Иванов. Уже по эскизу было понятно, что готовится сложная, но очень изящная композиция. Александр Иванов, имеющий за плечами многолетний опыт работы в оружейной компании, не боится сложных задач, потому за дело взялся со свойственной ему тщательностью проработки всех деталей и технических моментов. Он составил техтребования к клинкам и всем элементам из дамаска и мокуме гане, которыми будут украшены клинки. Причем, мокуме гане на основе медных сплавов идеально вписался в композицию, с его характерными разводами и линиями, похожими на древесные кольца. По этим чертежам кузнецы изготовили нужные заготовки. Прежде чем начинать собирать каждый нож, Александр попробовал на образце – как должны крепиться между собой клинок и рукоять, какое место займут разнокалиберные кусочки дамаска, обработанные под окатыши.
Работа над «Садом камней» шла на высоком творческом подъеме, все понимали, что создается нечто уникальное. К вопросу о коллективном произведении, в создании которого всегда есть место для самовыражения мастера. К примеру, Александр предложил рельефно обработать рукоять ножа «Киндзоку» из блэквуда. Плавные линии, которых не было изначально в эскизе, украсили нож, сделав его совершенным. Также по просьбе Натальи придать рукояти ножа «Мокудзай» фактуру, оружейник причудливо обработал ее бормашинкой, от чего весь нож только выиграл. Примечательно, что элементы из дамаска и мокуме гане не приклеены, а именно собраны и прикреплены к хвостовику, клинку и рукояти.
Коллективная работа над авторским оружием – это всегда совместный труд художника, гравера, оружейника, кузнеца, ювелира и других специалистов. Неповторимые образцы возможно создать лишь в гармоничном коллективе, каждый член которого вкладывает в работу частичку собственной души.
Современным художникам и оружейным мастерам удалось возродить главное предназначение златоустовской гравюры – быть украшением клинкового оружия, роскошных предметов для украшения интерьера, деталей церковной символики, посуды или сувениров.
Отличительная черта этих выдающихся работ – наличие фирменного знака мастерской, фамилии автора и даты изготовления. Каждое изделие снабжено паспортом, который содержит полную информацию о предмете.
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Выбор авторских изделий и композиций в нашем каталоге в наличии и под заказ
Уникальные авторские работы для коллекционеров и ценителей клинковых изделий
Мастера Компании «Клинок-АиР» изготавливают оригинальные авторские изделия и композиции на самые разнообразные темы: исторические события, мифология, античное и современное искусство и т.д. Все изделия выполняются в художественном стиле златоустовской гравюры на металле. Неповторимые авторские идеи, пластичность форм, удивительные находки, качественные материалы, отделка золотом, серебром, родием, инкрустация ювелирными камнями. Выберете понравившееся изделие из раздела «Авторские композиции» у нас на сайте. Можно приобрести предмет, имеющийся в наличии, либо заказать реплику ранее изготовленного изделия. На готовое изделие, предназначенное в подарок, можно нанести персональную надпись, вензель методом травления, золочения, гравировки, либо выполнить именную табличку на подарочную коробку.
Предлагаем различные условия по оплате и доставке уникальных авторских работ по России, странам СНГ и за рубеж.
Оформите заявку на нашем сайте, и мы оперативно подготовим для вас персональное предложение.
- Комментарии